О ШКОЛЕ
ЗАДАЧИ
О МЕТОДЕ
СПЕЦИАЛИСТЫ
СТАТЬИ
ЛИТЕРАТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО
ПРИЗНАНИЕ
ФОТО
ВИДЕО
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
ССЫЛКИ
 ОБУЧЕНИЕ. ДИСЦИПЛИНА И ЯСНОСТЬ.


Рукопашный бой на основе Информационной модели экстремального взаимодействия двух биомеханических систем 25.02.2011г.

(заметки о моем личном понимании данного вида рукопашного боя)

Купцов Олег Васильевич


Вот уже шестой год я занимаюсь в группе Магистр рукопашным боем на основе Информационной модели. Учитывая мой предыдущий опыт занятий восточными единоборствами (три года – карате и затем шесть лет – таеквондо), я хотел бы высказать некоторые соображения по поводу рукопашного боя.

Хотя тренер в процессе обучения дает объяснения и толкования рукопашного боя вполне конкретно и однозначно, восприятие этих объяснений учениками носит сугубо индивидуальный характер и по совокупности может результироваться в персональное представление о рукопашном бое, несколько отличающееся от предлагаемого тренером. Именно это с учетом психофизических особенностей конкретного человека определяет его личный стиль работы, который может отличаться от стиля работы его товарищей по группе. Вот почему данные заметки, не претендуя ни на полноту, ни на истинность, представляют собой лишь мое личное видение некоторых сторон рукопашного боя.

1. Общие положения

Рукопашный бой на основе Информационной модели представляет собой управление движением соперника посредством воздействия на его сознание и подсознание, в результате которого соперник выводится из состояния равновесия и затем «добивается». Само воздействие на сознание и подсознание может быть как контактным, так и бесконтактным. Контактное воздействие воспринимается соперником через тактильные ощущения, а бесконтактное – через визуальные и слуховые ощущения (здесь не рассматривается случай прямого воздействия на сознание и подсознание помимо органов чувств человека).

Информационная модель исходит из положения о том, что ресурс внимания человека ограничен тремя переключениями. Это означает, что если каким-либо образом переключить внимание человека не менее трех раз в течение одного двигательного цикла, его ресурс по вниманию заканчивается. При этом человек теряет способность адекватно реагировать на воздействия извне, и в таком состоянии он может быть легко выведен из состояния равновесия.

Замечательным свойством человеческого организма является связь его ресурса по вниманию с ресурсом его суставов по степеням свободы. Если каким-либо образом лишить суставы свободы, это будет равносильно выбиванию ресурса по вниманию. Таким образом, наличие этой связи позволяет работать вместо ресурса по вниманию с ресурсом по степеням свободы. Это намного удобнее, поскольку, в отличие от ресурса по вниманию, ресурс по степеням свободы можно «пощупать» и ощутить и, кроме того, он имеет количественное измерение, т. е. может быть больше или меньше. Если вывести суставы в крайнее положение, то их ресурс в сторону выведения будет равен нулю (что равносильно нулевому ресурсу по вниманию), в то же время в противоположном направлении он будет максимальным. При выведении суставов в крайнее положение амплитуда выведения из равновесия будет максимальной, скорость достижения результата - наименьшей, а время достижения результата - наибольшим.

В то же время существует возможность укоротить амплитуды, повысить скорость достижения результата и сократить время его достижения. Для этого нужно сделать так, чтобы каким-либо воздействием (контактным или бесконтактным) вызвать тональные напряжения мышц человека, что приведет к ограничению степени свободы суставов. Среди возможных способов достижения такого результата является проведение такого действия, которое воспринимается человеком как угроза (опасность) или неудобство. Если такое действие направлено на верхнюю часть корпуса человека, то, по крайней мере, суставы (звенья) 1, 2 и 3 будут лишены степеней свободы, и остается лишь дополнительным действием лишить степени свободы сустав (звено) 4. Иногда достаточно одного действия для лишения свободы всех четырех суставов.

Наиболее просто это сделать, если соответствующим образом (например, испугом) ввести человека в транс, т. е. в состояние, характеризующееся ослаблением реакций на окружающие раздражители, несмотря на полное сохранение сознания. В этом случае мышцы непроизвольно сокращаются и могут полностью лишить суставы степеней свободы, что позволяет свести амплитуды и время достижения результата к минимуму и достичь максимальной скорости достижения результата. В таком состоянии транса за счет сокращения мышц тело человека цепенеет и колени подгибаются; такое положение зачастую называют «тумбочкой».

Анализ технологии рукопашного боя на основе Информационной модели позволяет свести решаемые здесь задачи к двум: 1) как осуществить переключения внимания и 2) как осуществить вывод из состояния равновесия после окончания ресурса по вниманию.

Для решения первой задачи - переключения внимания - разработаны и используются технологии, основанные на движении по звеньям под углом 90 градусов, «накидывании» на стенки, организации ложных точек опоры, изменении захвата из удобного положения на неудобное, переключениях «зверь» - человек, и другие. В результате такого воздействия человек впадает в состояние кратковременного транса, и в течение этого короткого промежутка времени он может быть легко выведен из состояния равновесия.

Вторая задача - вывод из состояния равновесия после окончания ресурса по вниманию (по степеням свободы). После того, как человека лишили ресурса по вниманию (по степеням свободы), для выведения его из равновесия необходимо продолжить управлять им. На данном этапе для целей управления соперником наиболее эффективным средством является атака (нападение): либо прямая атака в «тройку» или «четверку», либо применение технологии «зверь» - человек, которую в данном случае можно рассматривать также как средство атаки.

Таким образом, суммируя сказанное, можно предложить одну из наиболее простых и эффективных технологий:



1. Первым движением (в ряде случаев – двумя движениями) нужно ввести соперника в состояние транса. Это можно сделать только в том случае, если данное движение будет представлять для него реальную угрозу или неудобство, и соперник не может не реагировать на это движение.

2. Провести выведение находящегося в трансе соперника из состояния равновесия, используя атаку в «тройку» или «четверку» или технологию «зверь» - человек.



2. Сила в рукопашном бою

Все существующие в мире спортивные единоборства в качестве одного из главных средств для достижения результата рассматривают силу. Именно поэтому, учитывая взаимозависимость силы и массы, существуют весовые категории, распределяющие спортсменов по их массе и предохраняющие от поединков спортсменов разных весовых категорий. Другими словами, существующие в спорте технологии не дают практически никаких шансов спортсменам более легких весовых категорий в поединках с соперниками более тяжелых весовых категорий.

Суть такого положения заключается в том, что имеющиеся в спорте технологии рассматривают единоборства, главным образом, как противоборства, т.е. силовому воздействию в виде ударов и захватов противостоят тоже силовые действия, такие как встречные удары, блоки, ответные захваты. Правда, используются также и обманные действия, нейтрализующие силовые воздействия соперника, однако они не носят определяющего характера. Такое использование силы против силы равносильно такому положению, когда, по образному выражению Е. И. Мирошниченко, человек упирается лбом в единственный столб, стоящий в пустыне, вместо того, чтобы обойти его. Именно поэтому вероятность выигрыша человека с небольшой массой у человека с большей массой невелика. Такая же ситуация существует и в большинстве стилей рукопашного боя, в которых основное внимание уделяется силовой подготовке, ударной технике, жестким блокам и т. п.

Вместе с тем в реальной ситуации, например, на улице, никто не будет подбирать соперников по весу, комплекции и мастерству. Тут уж как повезет, однако рассчитывать следует на наихудший вариант, когда масса соперника больше твоей, а сам он достаточно хорошо подготовлен физически и технически. В такой ситуации технологии спортивных единоборств и большинства стилей рукопашного боя вряд ли обеспечат тебе безопасность. В тоже время технология рукопашного боя школы Магистр дает шанс выиграть у физически более сильного противника, причем, шанс немалый. Дело в том, что в школе Магистр рукопашный бой рассматривается не как противоборство, а как взаимодействие соперников. Именно такой подход, разработанный Е. И. Мирошниченко и изложенный в его статье “Информационная модель экстремального взаимодействия двух биомеханических систем”, положен в основу технологии рукопашного боя школы Магистр. Данная технология предусматривает не борьбу с мышцами и массой соперника, а взаимодействие, а более конкретно, нападение на сознание и подсознание соперника. В результате такого нападения соперник вводится в состояние, в котором его можно легко вывести из равновесия и провести “добивание”. Интересующихся теоретическими основами этой технологии отсылаю к первоисточнику – вышеупомянутой статье Е. И. Мирошниченко, помещенной на нашем сайте.

В данной технологии масса и сила соперника, хотя и важны как везде, но не играют решающего значения. Более того, технология предусматривает использование силы соперника в собственных целях для его же поражения. Суть такого положения заключается в следующем. Человек, осуществляя нападение, наносит удары либо проводит захваты, тем самым пытаясь найти точки опоры на теле соперника. Если он получает их, то его нападение достигает цели, если же нет, то он как бы проваливается, погружаясь на очень короткое время в состояние транса. Если в этот момент его атаковать, то его можно легко вывести из равновесия и провести “добивание”.

Следует заметить, что уход от точек опоры при нападении соперника широко используется во всех единоборствах путем применения уклонов, уходов, нырков, отступлений и т. п. Однако большинство единоборств не может использовать данную ситуацию для выигрыша. Сложность заключается в том, что состояние транса, когда нужно атаковать соперника, существует очень короткое время, а технологии большинства единоборств не приспособлены для проведения атаки в этот момент или их правила не позволяют делать это. Если же в данный момент атака не была проведена, человек восстанавливается и становится способным продолжать поединок.

Для создания подобных ситуаций в технологии школы Магистр используются такие технические действия, которые условно можно назвать “ложные точки опоры”, ”плавающие точки опоры” (обкаты и волны), ”проваливание”. Под ”проваливанием” понимается такое действие, при котором атакуемый убирает предполагаемую точку опоры на своем теле, на которую рассчитывает атакующий, в результата чего последний, не найдя этой точки опоры, как бы проваливается в пустоту и в этом состоянии может быть выведен из равновесия. ”Плавающие точки опоры” предусматривают такие действия, при которых точка опоры перемещается в пространстве, как бы “плывет”. В случае “ложных точек опоры” один из соперников сознательно организует точки опоры для другого, а затем, когда последний начинает использовать их, убирает эти точки опоры, в результате чего образуется ситуация ”проваливания”. Не останавливаясь на деталях этих технических действий, следует заметить, что все они базируются на уходе от силы (или обходе силы) соперника, уравнивая таким образом шансы соперников разного веса в поединках. При этом масса и сила соперника не играет определяющей роли. Более того, чем с большей силой проведено атакующее действие, тем легче атакующий может быть выведен из равновесия.





Более 1 млн. москвичей ищет информацию о товарах и услугах у нас!
Яндекс
  Яндекс цитирования Valid CSS!
©2003. Все права защищены. Использование материалов, размещённых на сайте, возможно исключительно с письменного разрешения авторов.