ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ - РУКОПАШНЫЙ БОЙ
Доклад на семинаре ФРРБ
*стенограмма*

14 марта 2003 г.

Тема доклада:

Объект изучения - Рукопашный бой.

Все мы, такие разные, приехали в этот подмосковный лес, казалось бы, с одной и той же целью... С какой?

Сколько здесь людей – столько и вариантов ответа.

Ведь до чего же интересна и таинственна эта область знаний, которая называется возможности человека. Где их предел?

Почему моё «Я» прекрасно чувствует себя в ситуациях..., и теряется в ...?

Если Бог сотворил всех равными, то значит ли это, что любой из нас может овладеть этим искусством – искусством рукопашного боя. И вообще – искусство ли это, и стоит ли гробить силы, средства и время на его освоение? Изучая рукопашный бой мы упрощаем жизнь или усложняем?

Было время, когда засунутая в варежку свинчатка (за кастет светила статья), вентиль от водопроводной задвижки или кусок «дюрита» (армированный резиновый шланг) выводили просто на недосягаемую высоту крутизны и непобедимости. Ты шёл на танцы (выход на позицию в нужное место и в нужное время) в полной уверенности, что твои обвисшие от тяжести карманы увидят все, кому это необходимо. Все остальные вопросы, такие как чистая одежда, своевременная еда, сон, домашняя обстановка (в армии это называется вопросы тылового обеспечения) решали другие, специально оттренированные люди – родители. Осознание их наличия делало жизнь достаточно простой, стабильной и безопасной.

Теперь другое время. Другие технические возможности. Теперь взрослые люди кладут в карман газовый баллончик, нож, электрошокер или, на худой конец, пистолет. Но если Вы не преступник или не спецагент на задании, то возникает вопрос: зачем?

Дежурный ответ: для личной безопасности.

Но личная безопасность включает в себя широчайший круг проблем, и хорошо смазанный пистолет занимает в их перечне далеко не первое место.

Человек является всего лишь частью этого мира. И судя по его антропометрическим данным, не самой мощной и сильной частью... Человек проигрывает зверям почти во всём: слоны больше, львы сильнее, гепарды быстрее, ослы выносливее, мангусты резче, гадюки ядовитее, верблюды могут долго не пить, а крокодилы долго не есть. Даже кролики, и те быстрее нас размножаются. Но все они боятся человека. Потому, что он умный. Он может обхитрить, он умеет строить капканы, он способен предвидеть и предвосхитить своё будущее. Казалось бы естественным построение технологий безопасности с использованием именно этих качеств.

Но это преимущество мало сегодня кто осознаёт. И мы продолжаем сильнее бить, мощнее хватать и дальше бросать...

Техногенная направленность развития цивилизации заставляет использовать некие клише при решении проблем безопасности (государственной, общественной, корпоративной). Такие же клише человек использует и при организации собственной безопасности. Отсюда желание, например, носить с собой карманную артиллерию и нежелание убрать из кармана личного шпиона, в виде сотового телефона (). Начинается подмена понятий. Например, боевые возможности оружия путают с тактикой его применения и т.д. Ведь без человека самый мощный пистолет остаётся всего лишь самым мощным пистолетом и его наличие весьма опосредованно влияет на личную безопасность владельца. На войне всё гораздо проще, впереди враг, и личное оружие может быть применено просто по факту его (врага) появления в поле зрения (или по звуку, или по подозрению, например граната в погреб или сарай).

Если в мирное время, в мирном городе ваша безопасность строится на наличии в кармане пистолета, то вы должны быть готовы применить его первым (вторым нет смысла) при первых признаках опасности, и уже потом, в милиции, рассказывать, как вы жутко испугались, когда около подъезда незнакомый человек спросил дорогу в библиотеку.

Любая ситуация развивается во времени и по определённым законам. Самый главный из них – причинно-следственная зависимость. Если вам все эти связи о конкретной ситуации известны и Закон на вашей стороне – вы можете стрелять на звук. Если нет – вы обречены подпустить ситуацию так близко, чтобы самый тупой из юристов сказал: да, он чудом уцелел. Только в этом случае вред, нанесённый вашему противнику, будет считаться обоснованным. И если на поле боя выигрывает тот, кто раньше обнаружил цель и раньше открыл огонь, то в нашем случае действовать придётся на сверхмалых дистанциях, предельно оголяющих истинные намерения противника, когда оружие доставать уже поздно.

Тогда зачем его с собой носить? (Мастера на востоке... Абдулла из белого солнца...) Великий Суворов говорил: не таскайте за собой больших обозов, главное быстрота и натиск, ваш хлеб в обозе и ранцах врагов. Короче, противник поднесёт к месту события, достанет и вооружит вас всем необходимым для собственного поражения.

Казалось бы, всё очень просто: подождать, подпустить, забрать. А как? Ведь всё это практически в упор. Времени нет. Переделать, передумать, исправить что-либо невозможно. Цена ошибки - жизнь или смерть.

Решения два:

Первое – сдаться.

Второе – знать об этой ситуации всё (именно о ситуации, а не о конкретной двигательной задаче). Сделать подобное положение частью известной вам технологии. Знать предысторию таких ситуаций и выгодные варианты развития их во времени (даже ожидаемую победу нужно куда то пристроить, необходимо знать ответ на вопрос: Зачем эта победа?). Уметь добывать информацию о движениях вашего противника буквально из ничего. Уметь действовать на малых и сверхмалых амплитудах. Уметь предвидеть (заказывать) результат и навязывать удобный вам вариант развития ситуации.

Выводы:

  • Залог личной безопасности – способность к действию (например, отойти от падающего кирпича или вовремя снять напряжение могущее привести к конфликту...).
  • Играть можно (с надеждой на выигрыш) только в те игры, правила которых ты понимаешь.
  • Борьбу ведут между собой умы, а реализуют их задумки - тела. И чтобы выиграть, надо знать, на каких условиях тело способно участвовать в этих играх.
  • Если борьбу ведут умы, то и опережать противника надо в качестве принимаемых решений, а не вязнуть в реакциях на движения его тела. Изучение РБ – это не гимнастика для тела, это изучение возможностей сознания.
  • Применять эти знания «понарошку» (в спортивных схватках) нельзя. Это не те отношения и не та цена проигрыша.
  • Понимание законов рукопашного боя может помочь преодолеть ступор, подскажет способ решения задачи в любой области человеческой деятельности, но вы всегда должны знать ради чего, во имя чего и с чьей помощью.
Теперь снова зададим тот же вопрос: Так зачем же вы здесь? Что за проблему пытаетесь решить?

Есть такая проблема, психология формулирует её так: потребность поиска и осознания смысла собственной жизни.

Человеку присуще естественное желание – потребность в новизне ощущений, потребность в расширении сферы познания. Оно настолько сильно, что способно на некоторое время отодвинуть даже страх растворения, исчезновения собственного «Я» - составляющую тотального страха смерти (обучение, наркомания и т.д.)

mso-bidi-font-size:12;font-family:"Verdana"'>Потребность в новизне ощущений – лишь эмоциональная составляющая давней нашей потребности в чудесном преображении своей жизни (хотим чуда).

А как преобразиться? Сколько люди себя помнят, столько и стараются это сделать. В жизни большинства из нас чудес не происходит. День за днём тянется череда обычного существования. Засасывает скука.

Человек постепенно приходит к выводу, что чудеса случаются в каком-то ином измерении, ином по отношению к его «Я», к его телесной оболочке. Это обозначает, что жизнь, исполненная ощущения неполноты и тревог, - жизнь, определяющаяся чувством онтологической (бытийной) неуверенности, - может преобразиться, найти бы только подходящее влияние из внешнего мира. Подобная мысль абсолютно естественна для цивилизации, выросшей на католических представлениях о Боге как внешней (по сути, колдовской – управляющей человеком) силе. Но внешние силы для реального человека нашего времени – это силы отнюдь не божественные. Внешний мир материалиста ограничивается «объектами». И через получение знания о них человек пытался решить задачи преображения самого себя. В эпоху Просвещения, само это слово (просвещение) постепенно подменяло собой религиозное понятие преображения.

Французский философ ХVIII века Рене Декарт объявил, что накопление знаний является единственной «пищей», которой человек имеет право «кормить разум». Кормление и стало единственной задачей просвещения. В дальнейшей духовной истории Западной Европы, человеческое «Я» начало связывать свою исконную, возникшую вместе с первородным грехом, потребность в преображении лишь с возможностью получения интеллектуальной информации – знания. Это и стало единственным значением слова «просвещение». Но отнюдь не Декарт придумал само это слово. Святой Дионисий Ареопагит в своей легендарной книге «О церковной иерархии», написанной в первом веке от Рождества Христова, использует это греческое слово в совершенно ином смысле. Таинство Крещения – обряд посвящения в христианскую веру – он именует Таинством Просвещения. Крещение для христианина – истинное чудо – первый миг его духовного преображения.

Человеку же эпохи просвещения, с его пониманием этого слова, единственно, что оставалось возможным, - это идентифицировать себя с получаемой в процессе жизни информацией сугубо конкретного, например, профессионального характера. Сказать самому себе: «Я – плотник», «Я врач», «Я инженер» - стало почти максимальной возможностью для формирования «Я» концепции

Однако представление рассудка о собственном «Я» и, в частности, профессиональная идентификация, - достаточно узкая, а следовательно, весьма хрупкая и неустойчивая конструкция, и при её разрушении возможно всё, вплоть до безумия.

Мир гораздо шире профессиональных представлений, Такое «Я» не может расшириться и вобрать в себя непривычное мировоззрение. Почему? Отсутствует духовное измерение!

Если «Я» ограничено лишь разумом, оно закрыто для чувств и взглядов другого человека. Такое «Я» лишено гибкости, оно может принимать иные взгляды на мир, только полностью разрушив свои собственные

(все проблемы обучения: жесткая чрезмерная критика, недоверие /при ясном осознавании недостаточности собственной базы/, увязание в деталях и требование доказательств на уровне представления о собственных страхах...)

Тайной мечтой любого психиатра, является доступ к некому универсальному знанию, которое позволяло бы врачу управлять душой другого человека. ... Врачи- профессионалы, специалисты по болезням человеческой души, вслед за другими героями эпохи Просвещения очень многое перепутали.

Врач или психолог призваны помогать душе другого человека, а вовсе не управлять ею. Для того, чтобы пытаться управлять, человек должен накапливать интеллектуальные знания. Они способны расширить его рассудочную «Я»-концепцию. Для того чтобы помогать, необходимо расширять и укреплять чувство «Я» - то, что христиане называют образом Бога в человеческой душе. Лишь «Я»-чувство способно принести ощущение сопричастности к судьбе другого человека.

Управлять можно лишь вещами. Помогать можно только людям.

(А.Данилин. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости.)

Ну и как после этого относиться к РБ?

Теперь о проблемах.

Сначала о проблемах связанных с типом восприятия у различных групп людей. Условно их делят на три группы. По-русски – это люди, предпочитающие слуховой, зрительный или тактильный тип восприятия. Изучая один и тот же вопрос, все они видят его по-разному. Поэтому на этих занятиях я буду использовать гремучую смесь из всех трёх способов подачи информации.

Итак – рукопашный бой это взаимодействие умов.

Вопросы?

Мозг человека – совершенная и полная загадок управляющая система. Эта система (в области обеспечения двигательной активности человека) отягощена возможностями человеческого тела (более всего – его костно-мышечного аппарата).

Вопросы?

В чём проблемы их взаимодействия? (Объяснить)

Вопросы?

Что бы использовать эти проблемы в своих целях, в них нужно поверить, а для этого всё сказанное нужно проверить!

Проверять нужно на двигательных задачах, видимый результат которых не расшифровывается и не объясняется обычной схемой приложения сил (столкнуть с места упёршегося человека, столкнуть голову упирающегося человека со стеной, столкнуть двух человек головами, ударить двух человек друг о друга с последующим их опрокидыванием).

После успешной демонстрации – обосрать весь праздник – раскрыть секрет фокуса (Не забыть напомнить, что тот, кто не желает быть «фокусником», зря тратит деньги и время).

Далее довести до слушателей подробную информацию о методе срочной информации и «игровом» способе изучения новых классов двигательных задач.

Разобрать ещё несколько двигательных задач с использованием обоих двигательных центров (срывание человека с места, отбор удерживаемого ножа, освобождение от захвата).

Вопросы?

Перейти на примеры работы на средних амплитудах (защита предмета лежащего на полу, использование защитных действий противника для его опрокидывания, освобождение от захвата одежды на груди и т.д.).

Вопросы?

Разобрать примеры работы на больших амплитудах (работа по линии).

Главное в этой части занятий – это убедить обучаемых в необходимости доведения до сознания противника информации об изменениях в принятой им схеме двигательной задачи. Если такие сигналы будут им осознаны – его проигрыш неизбежен. Доведение таких сигналов до ЦНС противника может быт организовано любым (вопросы?), в том числе и рычажным способом.

Опробовать полученные знания при решении нескольких двигательных задач с использованием ножа (выведение из равновесия, отбор ножа, защита от всех видов ударов ножом).


На главную   О школе   Специалисты   Это интересно   Статьи   Литература   Признание   Фото   Форум   Видео   Контакты   Друзья

Яндекс
  Яндекс цитирования Valid CSS!
©2003. Все права защищены. Использование материалов, размещённых на сайте, возможно исключительно с письменного разрешения авторов.